Насекомые.

Галерея «Артгентум», Москва, 02.03 — 19.03. 2004


Примитивистские рисунки Петра Ончукова больше всего напоминают эскизы художника-аниматора, исследующего разные моменты движения или даже шире — поведения — персонажей своих будущих фильмов. Более того, как и в мультипликационных опусах, инсекты и гады Ончукова «очеловечены». Впрочем, объясняется это, скорее, не кинематографическими пристрастиями художника,
а историей создания всей серии: Ончуков изображает представителей фауны, которые в течение долгих лет терроризировали его в мастерской. За исключением, разумеется, цыплят и раков, которых он «терроризировал» сам, компенсируя неудобства существования с комарами, мокрицами и тараканами.
Ончуков строит свои работы на обыгрывании изначального родства анимации (основная масса классических мультфильмов — про животных) и анималистики. Однако в ситуации, когда персонажи не говорят (как в мультфильме) и образ не прорабатывается детально при помощи методов гипер- и фотореализма (Ончуков не делает психологический портрет цыплёнка, обречённого стать цыплёнком табака), нарисовать «характеры» возможно только, изобразив схему движения и показав разные ракурсы. При этом и анималистика, и анимация требуют технологически чётких и правильных образов с проработанными деталями: в рисунках они создают характер, в фильмах являются главными «подвижными» частями, основой оживления.
На картинах Ончукова персонажи не вписаны в окружающую среду: для каждого просто подобран специальный фон, на котором основные движения предстают наиболее отчётливо. Ракурсы меняются для того, чтобы показать «схему работы» различных частей тела. Именно через движение автор передаёт характеры своих персонажей — воздушное трепыхание комаров, практично-целенаправленную деятельность червяков и навозных жуков.


Антон Новиков

Тараканы

Тараканы.
Раки

Раки.
Мухи

Мухи.
Навозные жуки

Навозные жуки.
Колорадские жуки

Колорадские жуки.
Черви

Черви.
Блохи

Блохи.
Тараканы

Тараканы.