Евгений Турунов

Художник, искусствовед.


Евгений Турунов

Виталий Зангезин

ЦВЕТНИК ЕВГЕНИЯ ТУРУНОВА

В канувшей в Лету на рубеже двух веков Иркутской газете «Зеленая лампа» я писал о художнике Евгении Турунове. Помнится, это была целая полоса в цвете. В цвете, потому что иначе его картины подавать нельзя. Восстановить в памяти то, о чем я писал с десяток лет назад, не так-то просто. Но помню, что об очевидном.
Сам Турунов – вальяжный, барственный. Картины: сплошь натюрморты с изображением роскошных цветов: в вазах или привольно заполняющих всё живописное пространство – то, что можно продать, приятно повесить на стену, что не будет отвлекать и будоражить. Я писал о Турунове, как о человеке, который всегда хочет сделать красиво.
Его картины не взрывают восприятие, дают отдохнуть взгляду.
Не то чтобы мое мнение с тех пор изменилось. Просто есть и вторая сторона медали. То, как пишет Турунов, можно делать и хорошо, и плохо. Он делает хорошо. А если задаться вопросом, к чему это ближе: к искусству или к дизайну, я скорее отвечу: к искусству. В то время, когда работы той же тематики, но очень низкого качества заполоняют все художественные рынки – в любом городе нашей обширной Родины.
Это сделано честно, потому что профессионально. Турунов не создает своего особого мира, но он пытается обустроить мир чужой, сгладить его углы. Мир, который может, а зачастую и бывает агрессивным, неуютным, злым. Его картины – род релаксации для их владельцев. Причем релаксации, не оскорбляющей придирчивый художественный вкус.

 

Поскольку необходима биографическая справка, скажем, что Евгений Орестович Турунов родился в Москве, живет в Иркутске. Член Союза художников и Союза дизайнеров России, участник многочисленных выставок, картины его находятся в частных коллекциях по всему миру, достаточно назвать Японию и США, Мексику и Китай.

И вот появилась еще одна вещь, которая заставила меня взглянуть на художника Турунова немного, а может быть, и совершенно иначе. Документальный фильм «Эскиз к портрету», где он рассказывает о своих коллегах по цеху – безо всякого самолюбования, ровно и спокойно. Герои фильма – они, а не он: Александр Москвитин, Олег Ушаков, Александр Муравьев, Александр Шипицын, Андрей Рубцов, Аркадий и Наталья Лодяновы, Анатолий Костовский. Мэтры, во многом вообще формирующие представление об Иркутской художественной традиции.
В этом же фильме и его беседы с меценатами – теми, кто интересуется современным искусством и поддерживает его. Открещиваясь от слова “спонсор”. И, наверное, вот почему. Спонсор хочет что-то получить взамен на свои вложения, меценат же – это скорее благотворитель.
Но есть одна грань, которая является для меня, например, загвоздкой в творчестве Турунова. Нужно ли ему еще что-то, то, чего он не делал, ступать на неизведанный путь? Кажется, что однообразие цветочной галереи, которую он предлагает, почти не разбавлено поиском чего-то иного, даже самого объекта изображения – бесконечно благоухающих букетов.
На самом деле, это не так. Чего стоит его китайская серия, где он совсем другой, его попытка найти нерв азиатского мышления, попытка сменить манеру, технику. Здесь он уже скорее экспериментатор. Но тоже осторожный, не форсирующий переход на новый виток.
И тут впору говорить о том, как мы вообще представляем себе художника. Полусумасшедшим, вечно ищущим, неудержимым... Так вот, Турунов – полная противоположность этому необузданному прообразу, который, возможно, и привлекателен, но в реальности очень часто имитируется и подменяет собой то, чем художник собственно и должен заниматься: работать.
Нельзя сказать, что Турунов не играет, но это игра совершенно другого рода. А поскольку эта игра успешна – а она успешна – он никому не обязан бросаться из жанра в жанр. Достаточно той полноты жизни, которая есть в его работах и которую не отнимешь.

Фильмы Евгения Турунова о иркутских художниках и меценатах:

Анатолий Костовский

Связаться в фейсбуке

Картины

Евгений Турунов Евгений Турунов Евгений Турунов Евгений Турунов Евгений Турунов Евгений Турунов Евгений Турунов